В Союзе армян Алтайского края состоялся мастер-класс по изготовлению традиционной народной игрушки.
Куклоделие — одно из распространенных видов рукодельного искусства в Армении, которое имеет древнюю историю. Поначалу армянскими мастерами создавались глиняные, позже деревянные, а в дальнейшем бронзовые, каменные и серебряные статуэтки. В старину в Армении даже на пасху готовили куклы, причем съедобные: вместо головы у них было крашеное яйцо, а остальные части тела готовились из зелени.
Армяне создавали куклы для особых обрядов. Такие, использовавшиеся в обрядах, куклы были особенно важны для армян. Их изготовляли из перевязанных накрест деревянных палочек, кусочков карпета, кожи, из соломы, наряжали ложку или половник (шерептикникнер).
Армянские девушки до замужества создавали куклы по своему подобию, а когда выходили замуж, куклу брали собой. Кукла оберегала девушку всегда и везде, а когда девушке было трудно в семье мужа, она беседовала о сокровенном с куклой и кукла помогала ее. Для каждого случая была особенная кукла.
Существовали куклы, изготовленные из особого теста. Они назывались Асилик-Василик. Эти куклы-печенья в основном пекли для гадания в канун Нового Года. В зависимости от того, для кого делали гадание, эти куклы могли иметь разную форму. Это могли быть куклы в форме человека, животного или кошелька. На тесто мазали яйцо, украшали изюмом и орехами, затем ставили в печь.
Если при выпекании тесто набухало, это было знаком удачи. А если тесто садилось или уменьшалось, то семью ожидала неудача. Если в доме была новая невеста, и при выпекании набухала часть живота, это означало, что в наступающем году у девушки родится ребёнок. Если Асилик-Василик в форме кошелька набухал, то год обещал быть богатым. Асилики были куклами-женщинами, а Василики — мужчинами. Куклы мужского пола должны были иметь ярко выраженный пояс.
Одна из традиционных армянских кукол считается символом Вербного Воскресенья. Ее так же связывают с дождем и засухой. У этой куклы были разные названия в разных провинциях, самый популярный вариант названия – Нури, ее второе имя – Невеста дождя, восходит к языческим временам, она использовалась во время засухи, чтобы вызвать дождь. Нури была единственным спасением крестьян во время засухи. Она появлялась в Вербное воскресенье и во время засухи. В народных представлениях Нури была милая, красивая, пестрая, цветистая. У Нури обязательно были длинные волосы и большие миндалевидные глаза, и именно слёзы из этих больших глаз оживляли природу. Из глаз Нури рождались роса и капли дождя. Она была добра и милосердна. Когда люди и животные страдали от нехватки воды, Нури плакала и слезы ее смачивали землю и поля, вся природа оживала и покрывалась ростками и цветами. В её основе был или веник или деревянный крест. Группы мальчиков и девочек во всех областях Армении делали Нури из деревянных палочек или метелок. Своей красотой она должна была соблазнить богов неба и вызвать дождь. Эту красавицу носили по всей деревне с песнопениями.
Праздник Барекендан (соответствует русской Масленице) – так сказать, праздник живота – символизировала кукла пухленькой бабули Утис (от армянского слова «утель» – кушать) и Деда Паса являются символами праздника Барекендан. Эти два персонажа находились в постоянной борьбе. Бабка Утис была пухлой и краснощёкой куклой, у которой в руках всегда был половник. А Дед Пас был худым и истощённым с палкой в руках, которой он постоянно отчитывал Бабку Утис. Бабка Утис готовила вкусные, жирные блюда для детей, чтобы они кушали и укрепляли своё тело – арису, толму и другие.
Кукла Судьбы, по которой гадали, – Вичаки Арус – связана с праздником Вознесения (у армян этот праздник называется – Амбарцмантон). Делали такую куклу из деревянных палок в виде креста, потом наряжали в красное платье, потому что в старину на территории Западной Армении невест облачали в наряд красного цвета.
Куклоделие — одно из распространенных видов рукодельного искусства в Армении, которое имеет древнюю историю. Поначалу армянскими мастерами создавались глиняные, позже деревянные, а в дальнейшем бронзовые, каменные и серебряные статуэтки. В старину в Армении даже на пасху готовили куклы, причем съедобные: вместо головы у них было крашеное яйцо, а остальные части тела готовились из зелени.
Армяне создавали куклы для особых обрядов. Такие, использовавшиеся в обрядах, куклы были особенно важны для армян. Их изготовляли из перевязанных накрест деревянных палочек, кусочков карпета, кожи, из соломы, наряжали ложку или половник (шерептикникнер).
Армянские девушки до замужества создавали куклы по своему подобию, а когда выходили замуж, куклу брали собой. Кукла оберегала девушку всегда и везде, а когда девушке было трудно в семье мужа, она беседовала о сокровенном с куклой и кукла помогала ее. Для каждого случая была особенная кукла.
Существовали куклы, изготовленные из особого теста. Они назывались Асилик-Василик. Эти куклы-печенья в основном пекли для гадания в канун Нового Года. В зависимости от того, для кого делали гадание, эти куклы могли иметь разную форму. Это могли быть куклы в форме человека, животного или кошелька. На тесто мазали яйцо, украшали изюмом и орехами, затем ставили в печь.
Если при выпекании тесто набухало, это было знаком удачи. А если тесто садилось или уменьшалось, то семью ожидала неудача. Если в доме была новая невеста, и при выпекании набухала часть живота, это означало, что в наступающем году у девушки родится ребёнок. Если Асилик-Василик в форме кошелька набухал, то год обещал быть богатым. Асилики были куклами-женщинами, а Василики — мужчинами. Куклы мужского пола должны были иметь ярко выраженный пояс.
Одна из традиционных армянских кукол считается символом Вербного Воскресенья. Ее так же связывают с дождем и засухой. У этой куклы были разные названия в разных провинциях, самый популярный вариант названия – Нури, ее второе имя – Невеста дождя, восходит к языческим временам, она использовалась во время засухи, чтобы вызвать дождь. Нури была единственным спасением крестьян во время засухи. Она появлялась в Вербное воскресенье и во время засухи. В народных представлениях Нури была милая, красивая, пестрая, цветистая. У Нури обязательно были длинные волосы и большие миндалевидные глаза, и именно слёзы из этих больших глаз оживляли природу. Из глаз Нури рождались роса и капли дождя. Она была добра и милосердна. Когда люди и животные страдали от нехватки воды, Нури плакала и слезы ее смачивали землю и поля, вся природа оживала и покрывалась ростками и цветами. В её основе был или веник или деревянный крест. Группы мальчиков и девочек во всех областях Армении делали Нури из деревянных палочек или метелок. Своей красотой она должна была соблазнить богов неба и вызвать дождь. Эту красавицу носили по всей деревне с песнопениями.
Праздник Барекендан (соответствует русской Масленице) – так сказать, праздник живота – символизировала кукла пухленькой бабули Утис (от армянского слова «утель» – кушать) и Деда Паса являются символами праздника Барекендан. Эти два персонажа находились в постоянной борьбе. Бабка Утис была пухлой и краснощёкой куклой, у которой в руках всегда был половник. А Дед Пас был худым и истощённым с палкой в руках, которой он постоянно отчитывал Бабку Утис. Бабка Утис готовила вкусные, жирные блюда для детей, чтобы они кушали и укрепляли своё тело – арису, толму и другие.
Кукла Судьбы, по которой гадали, – Вичаки Арус – связана с праздником Вознесения (у армян этот праздник называется – Амбарцмантон). Делали такую куклу из деревянных палок в виде креста, потом наряжали в красное платье, потому что в старину на территории Западной Армении невест облачали в наряд красного цвета.